Правозащитники добились компенсации для заключенного, отправленного в ШИЗО за молитву
Владимир Ныров — мусульманин, отбывавший наказание в Свердловской области в колонии строгого режима № 63, в мае 2019 года получил дисциплинарное наказание за совершение религиозного обряда во время месяца Рамадан. Перед тем, как прочитать намаз, заключенному необходимо было совершить ритуальное омовение — для этого он, вполне логично, снял верхнюю одежду.
Администрация колонии сочла это достаточно грубым нарушением и водворила Нырова в штрафной изолятор на 15 суток, а после, как злостного нарушителя режима, перевела на 1 год в тюремные условия, лишив его долгожданного свидания с семьей и УДО, на которые он мог рассчитывать.
Почти 2 года правозащитники пытались выяснить, действительно ли был проступок, и добивались в суде, чтобы водворение в ШИЗО признали незаконным, поскольку наказание явилось ничем иным как нарушением права заключенного на свободу вероисповедания, лишило его права на частную и семейную жизнь и неоправданно ужесточило условия содержания. Как выяснилось в ходе судебного рассмотрения дела, на территории колонии находится православный храм, но нет ни одного помещениями для совершения религиозных обрядов других верующих.
Лишь в августе 2020 года суд признал водворение в ШИЗО незаконным. Юрист Ассоциации «Правовая основа» Яна Гельмель, представляющая интересы Нырова в рамках проекта #СтопШИЗО фонда «Общественный вердикт», обратилась в суд с заявлением о компенсации. Ответчиками в суде стали ИК-63, где содержался заключенный, Главное Управление ФСИН по Свердловской области и ФСИН России.
В понедельник 7 июня Верх-Исетский городской суд Свердловской области рассмотрел этот иск. В ходе заседания представитель ГУ ФСИН по Свердловской области пыталась доказать, что действия Нырова — а именно молитва и соблюдение религиозного ритуала — явились нарушением режима, вполне заслуживающим сурового наказания. При этом в защиту своей позиции она предоставила те материалы дела, которые ранее уже изучались в суде и в результате рассмотрения которых была доказана незаконность водворения Нырова в ШИЗО.
Суд в итоге присудил заключенному компенсацию в размере 20 тысяч рублей за нарушение его права на свободу вероисповедания.