Яблоков Максим Дмитриевич, 28 лет
Бывший старший инспектор отдела безопасности ИК-1
Что делал: сидел сверху на Макарове и фиксировал его руку. Нанес как минимум 129 ударов дубинкой по ступням Макарова. Поливал водой ноги Макарова между избиениями для усиления болевых ощущений.
Родом из Углича. Окончил Пермский институт ФСИН. В 2016 году устроился на работу в УФСИН России по Ярославской области. Не женат, детей нет. Имеет судимость по статье 158 УК РФ (кража): восьмиклассником Яблоков украл из кармана у одной из учащихся школы мобильный телефон. Дело против Яблокова было прекращено 2008 году.
По словам правозащитника и бывшего заключенного ИК-1 Руслана Вахапова, Яблоков упивался своей безнаказанностью и полномочиями. Пользовался тем, что осужденные не знают своих прав, заставлял людей раздеваться догола и наблюдал за этим, сидя в кресле. Бывшие заключенные называют Яблокова одним из самых жестоких сотрудников колонии. Он принимал активное участие в избиении Макарова и отдавал указания своим подчиненным избивать его.
По утверждению Яблокова, разрешение на применение физической силы к Макарову и указание вести видеофиксацию побоев дал Д.А. Николаев. USB-носитель с видеозаписью побоев Яблоков передал И.В. Михайлову, впоследствии видеозапись была передана первому заместителю начальника УФСИН по Ярославской области Г.А. Баринову. И Николаев, и Михайлов сейчас также являются обвиняемыми по этому делу.
Задержан в 12:00 23 июля 2018 года. Дело поступило в Заволжский районный суд Ярославля 24 июля 2018 года. Под стражей находится с 25 июля 2018 года. На допросе вину признал в полном объеме, перечислил всех присутствовавших, исполнителей и инициаторов избиения, а также уточнил, что многие сотрудники сами изъявили желание поучаствовать в «воспитательной работе» с Макаровым. Первое открытое судебное заседание по основному процессу состоялось 21 февраля 2020 года в Дзержинском районном суде Ярославля.
Максим Яблоков также признан виновным по делу об избиении 27 декабря 2016 года в ИК-1 Ярославля трех заключенных, в том числе Хасдина Муртазалиева. По этому эпизоду Яблоков заключил досудебное соглашение, признал вину и дал показания на своих соучастников — Романа Оныпу и Владислава Писаревского. Дело Яблокова по избиению этапа было выделено в отдельное производство и рассматривалось в особом порядке, без судебного следствия. 17 января 2020 года он был приговорен его к трем с половиной годам колонии общего режима. Суд тогда не лишил его специального звания, но на три года запретил занимать должности, связанные с осуществлением властных полномочий. Роман Оныпа и Владислав Писаревский были приговорены к четырем годам условно каждый.
Защита Яблокова обжаловала его приговор в Ярославском областном суде. 18 марта 2020 года приговор был отменен, дело вернулось в Заволжский районный суд на новое рассмотрение в ином составе суда. Теперь суд посчитал вину Яблокова доказанной, признал его виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия и подтвердил, что преступление фсиновец совершил по предварительному сговору, а условия досудебного соглашения не выполнил. Тем не менее суд назначил Яблокову условное наказание – три года шесть месяцев. Права занимать должности в правоохранительных органах он все так же лишен сроком на три года.
Суд постановил наказание Яблокова по делу об избиении этапа исполнять отдельно.
Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, которая представляет интересы потерпевших по «Ярославскому делу», обжаловала приговор в части условного наказания и будет добиваться реального лишения свободы для Яблокова.
Бывшие заключенные называют Яблокова одним из самых жестоких сотрудников колонии.
19 ноября 2020 года Яблоков был приговорен Заволжским районным судом к 4 годам и 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и лишен права занимать должности в правоохранительных органах на 2 года и 6 месяцев. Остался под стражей.
Также обвиняется по делу об избиении заключенного Абубакара Цагалаева. 4 апреля 2022 года Заволжский районный суд вынес обвинительный приговор. Яблоков получил 3 года колонии общего режима, однако с учетом предыдущих приговоров путем сложения окончательно назначено наказание 6 лет и 3 месяца колонии.