«Все врут»: после долгого перерыва суд завершил допрос Сардора Зиябова
Подсудимый не признал вину и заявил, что потерпевшие фантазируют и бредят.
08.09.2020
На сегодняшнем заседании завершился допрос Сардора Зиябова. Суд разрешил ему прокомментировать повторно видеозапись, которая легла в основу обвинения. Фсиновец попытался доказать, что он не совершал никаких противоправных действий, и заявил, что доверять показаниям пострадавших Артура Гукасяна, Магомеда Костоева и Алексея Николаева нельзя. Их обвинения, уверен Зиябов, — если не ложь, то по крайней мере заблуждение, следствие неадекватного состояния или вовсе фантазия.
Из допроса Зиябова:
— Костоев заблуждается, что я наносил ему удар. Теперь по потерпевшему Николаеву. […] Из психологической характеристики Николаева следует, что он может легко поменять своё мнение, если кто-то будет высказывать убедительно свою точку зрения. В нашем случае это прокуратура, представитель потерпевшего, правозащитники. […] Фактически считаю, что это фантазии и бред потерпевшего Николаева. Его показания опровергаются показаниями допрошенных в суде сотрудников колонии.
Комментируя видеозапись, Зиябов подчеркнул, что все его действия являлись законными и правомерными. По его словам, колония на особом контроле, поэтому требовалось «укрепление режима». Этот режим, как можно сделать вывод из показаний Зиябова, укреплялся за счет требований заключенным моментально исполнять все команды. Отказ заключенных выполнять команду «бегом» трактуется Зиябовым как «заранее спланированное групповое неповиновение».
Для описания наносимых ударов фсиновец в очередной раз использовал целый арсенал витиеватых выражений: «имитация удара», «однократный толчок с опрокидыванием на пол» и «остановка ногой». Определить с точностью, какой удар был упреждающим, а какой — атакующим, Зиябов не смог: «Нога подлетела в сторону осужденного. Я не обратил внимание, достигла нога цели или нет».
Из допроса Зиябова:
— Сотрудники УИС не должны бояться применять силу и спецсредства, как этого хотят добиться правозащитные организации. О какой системе контроля можно говорить, если осужденные будут неуправляемые?!
Выражение «тюремная субкультура» сегодня не звучало на суде, но из показаний Зиябова можно сделать вывод, что он принимает эту систему координат. Победа в конкуренции между заключенными и сотрудниками за авторитет звучала на суде как задача, которую решают сотрудники колоний.
Вопрос адвоката Перевозчикова (защищает Зиябова): Объясните, если бы не удалось добиться выполнения команды от осуждённых, то как бы это отразилось на оперативной обстановке учреждения?
Зиябов: Ну, первое, мы проигрываем, растет их авторитет. Они показывают перед другой массой, что мы лидеры, мы можем, нам подчиняются. Поэтому было принципиально добиться исполнения команд сотрудников, чтобы не было каких-либо проблем с данной категорией осужденных.
В завершение своего допроса Зиябов пожаловался на угрозы и слежку, упомянул неких «криминальных людей Ярославля» и добавил, что в отношении его даже рассматривался вопрос о госзащите, которая все же не понадобилась.
Представители защиты ходатайствовали сегодня перед судом о возможности для подсудимых совершать прогулки, в частности для походов в магазин, на почту, в медучреждения и на предстоящие выборы. Против этого ходатайства возражала сторона гособвинения и адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова. Адвокат обратила внимание суда на то, что все перечисленное фсиновцы без труда могут осуществить онлайн, в том числе и записаться ко врачу, обратившись за помощью к своим супругам, а дышать свежим воздухом подсудимые могут на балконе. Суд в ходатайстве Зиябову и Никитенко отказал и прогулки не разрешил.