Skip to content

5 и 6 лет колонии общего режима запросило гособвинение Дмитрию Никитенко и Сардору Зиябову за избиение заключенных в ШИЗО ИК-1

По словам гособвинителя Любови Старшовой подсудимые своими действиями не только нарушили права осужденных, но и нанесли вред государству. В то время, как прокурор читала обвинительную речь, один из подсудимых демонстративно зевал.

Фото: Александра Савельева, 76.ru

15.09.2020

В Заволжском суде Ярославля начались прения сторон по эпизоду «Ярославского дела» — «избиение в ШИЗО». Подсудимые сотрудники ИК-8 – бывший заместитель начальника отдела безопасности, майор внутренней службы Сардор Зиябов и бывший начальник цеха центра №1 трудовой адаптации осужденных, старший лейтенант внутренней службы Дмитрий Никитенко — обвиняются в избиении заключенных в штрафном изоляторе ИК-1. Гособвинение считает вину подсудимых полностью доказанной и просит для Зиябова 6 лет лишения свободы, для Никитенко — 5 лет в колонии общего режима, а также лишить специальных званий и права занимать должности в правоохранительных органах сроком 2 года 9 месяцев. 

 Зиябов и Никитенко работают в ИК-8 Ярославля, сейчас они временно отстранены от службы. В ноябре 2016 года их прикомандировали в ИК-1, для участия в обыске заключенных ШИЗО. Тогда фсиновцы заставили заключенных бежать по коридору и в это время их избивали со словами «Суслики бегут!». Следствие установило, что Зиябов также избивал смоченной и скрученной простыней и полотенцем по ногам и ягодицам одного заключенного уже после прогона. Никитенко бил заключенных, предварительно надев белые хозяйственные перчатки. 

 Вину тюремщики не признали и заявили, что потерпевшие все врут. Избиение, зафиксированное на видеозаписи, которую в СМИ передала адвокат «Общественного вердикта», представляющая интересы потерпевших, подсудимые комментировали так: «сопровождал рукой», «имитировал нанесение удара», «остановка ногой», «однократный толчок с опрокидыванием на пол», «нога подлетела в сторону осужденного». 

Во время допросов подсудимые также заявили, то не считают совершенное ими превышением должностных полномочий и что во время прогона осужденных по коридору добивались от них беспрекословного исполнения приказов исключительного с целью укрепления авторитета сотрудников ФСИН.

Зиябов в ходе сегодняшнего заседания в очередной раз заявил, что пострадавшие заключенные сами игнорировали законные требования тюремщиков — это было не просто умышленно, но и заранее спланировано. Фсиновец подчеркнул, что сокамерники потерпевшего Костоева, как и сам заключенный, были «отрицательно направленными»: именно поэтому колония и распорядилась содержать их в одной камере. Чтобы укрепить и не потерять авторитет, такая группа заключенных, по мнению Зиябова, специально саботировала порядки учреждения.

Вывод из его слов можно сделать весьма неутешительный: получается, что посадив в одну камеру «отрицательно направленных» заключенных, колония таким образом сама подталкивает их к спланированным противоправным действиям против сотрудников и режима.

Из допроса Сардора Зиябова: «Мы должны были заставить их выполнить то, что от них требовалось. Я специалист первого класса и я знаю, как ориентироваться в этих ситуациях. И я знаю эти группы осужденных».

Вопросы Зиябову задает прокурор Старшова:

— То есть, сотрудник имеет право [бить] по ягодицам и по лицу?

— По лицу имею право. […] и ногой по ягодицам, допустим. 

— А допустимо наносить удары простыней?

— Возможно, в исключительных случаях, когда отсутствуют спецсредства. В законе четко указано, что сотрудник имеет право применить любые подручные средства. Но что там было и как, я не могу сказать.

Адвокаты подсудимых ходатайствовали сегодня о допросе адвоката фонда «Общественный вердикт» Ирины Бирюковой в качестве свидетеля, чтобы выяснить откуда у нее взялись диски с видеозаписями, но суд отказал защитникам. Бирюкова напомнила коллегам-адвокатам, что  является представителем потерпевшего, а вся информация, полученная ей в ходе оказания юридической помощи — адвокатская тайна.

Адвокат Ирина Бирюкова:

— Сам факт обращения к адвокату подпадает под определение адвокатской тайны, не говоря уже об условиях заключения соглашения. Кроме того, согласно определениям Конституционного Суда, адвокат должен сам ходатайствовать о своём допросе или не возражать о проведении такого допроса. Я возражаю против допроса меня в качестве свидетеля, я не ходатайствую о своём допросе. У меня имеется уже процессуальный статус, который не позволяет допрашивать меня в качестве свидетеля.

Представитель гособвинения поддержала Ирину Бирюкову, и суд с доводами согласился. 23 сентября заседание продолжится. Планируется выступление представителя потерпевшего, стороны защиты и подсудимых.

Другие новости:

«Для успешного функционирования УИС необходимо установление рационального соотношения усилий государства, исполнительной власти сверху донизу, правовых региональных органов и общества со всеми его институтами».

«Если в 1996 году потребность уголовно-исполнительной системы в финансах была удовлетворена на 66 процентов, то в 1997 году только на 34 процента. За одиннадцать месяцев 1998 года фактическое финансирование из федерального бюджета составило 38 процентов от минимальных потребностей системы. Более того, в июле – октябре 1998 года полностью прекратилось выделение бюджетных ассигнований на содержание заключенных под стражу и осужденных, что не позволило своевременно закупить продовольствие и топливо на осенне-зимний период 1998/99 года.

[…]

Фактически проваленной оказалась федеральная целевая программа “Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также строительство жилья для персонала указанных учреждений (на период до 2000 года)”, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1231. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых на ее реализацию, за последние три года уменьшился в 7 раз и составляет менее 3 процентов от предусмотренного. В результате следственные изоляторы переполнены почти в 1,5 раза от установленного лимита, около 100 тысяч подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не имеют спальных мест». (Из постановления Совета Федерации «О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» от 24 декабря 1998 года № 567-СФ)

Историческая справка: впервые в истории уголовно-исполнительной системы учреждения, исполняющие уголовные наказания, не связанные с лишением свободы, были созданы при губернских и областных отделах юстиции как Бюро принудительных работ в 1919 году (Циркуляр Народного комиссариата юстиции РСФСР от 7 мая 1919 г. № 38

Средняя персональная площадь, предоставляемая подследственным, в 12 из 77 регионах (Ростовская, Иркутская, Новосибирская, Курганская, Свердловская, Тверская, Хабаровская, Санкт-Петербургская и Московская области, Республики Татарстан и Кабардино-Балкария, Москва), где находились 51 СИЗО, 3,1 — 3,5 кв.м. Норма переполненности (вместимость помещений при их проектировании) составляла до 30 %.

Средняя персональная площадь в 7 регионах (Саратовская, Калининградская, Калужская, Ярославская и Нижегородская области, Республики Чувашия и Тыва), где находились 11 СИЗО, 2,6 — 3 кв.м. Норма переполненности до 50% .

Средняя персональная площадь в 2 регионах (Владимирская и Читинская области), где находились 3 СИЗО, менее 2,5 кв.м. Норма переполненности более 50%.

Следует отметить, что в ст.1 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС, утвержденного Приказом № 279, оборудование объектов УИС должно соответствовать не только российскому законодательству, но и Европейским пенитенциарным правилам, и стандартам Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Проблемы, обозначенные Президиумом Верховного Суда РФ в постановлении «О результатах рассмотрения судебной практики в отношении содержания под стражей»:

– чрезвычайно формальный подход судов к постановлениям о задержании;
– задержание лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за правонарушения небольшой и средней степени тяжести;
– непринятие судами во внимание личных обстоятельств ответчика;
– неспособность кассационного суда и надзорной инстанции в полной мере рассмотреть доводы подсудимых, приведенные в их заявлениях об освобождении.

Верховный суд в Постановлении от 29 октября 2009 г. также напоминает, что заключение под стражу должно быть крайней мерой, и дает инструкции по применению альтернативных мер пресечения. 

— заключение под стражу может быть назначено только в том случае, когда не могут быть применены другие меры пресечения;

— при рассмотрении оснований для содержания под стражей, указанных в УПК, судьи должны удостовериться, что эти основания реальные и обоснованные, что подтверждается правдивой информацией; судьи должны также должным образом учитывать личные обстоятельства обвиняемых;

— отсутствие формальной регистрации ответчика на территории России не может быть безосновательно расценено как отсутствие постоянного места жительства;

— положения УПК, устанавливающие максимальные сроки содержания под стражей в ожидании расследования и судебного разбирательства, должны соблюдаться; во всех решениях судов, касающихся продления содержания под стражей, должен четко указываться период, на который продлевается содержание под стражей, и дата окончания действия постановления о содержании под стражей.

Концепция при этом в значительной степени не имеет «концептуального» характера, а является совокупностью хоть и важных, но частных «улучшений», в преобладающей их части инициированных самим ведомством.

 «2,5 года проведения реформы Уголовно – исполнительной системы России свидетельствуют о том, что основные цели, которые общество ожидало от данной реформы, так и не были достигнуты».

(Доклад Постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека «О ходе реформы Уголовно – исполнительной системы России и необходимости внесения изменений в концепцию реформы, создания институтов пробации и ресоциализации»,
г. Москва 05 апреля 2013 г.)

Так за 2011 год в соответствии с системой «социальных лифтов» улучшены условия 2146 осужденным. Из них условно-досрочное освобождение получили более 1009, в колонию-поселение переведено 114, из обычных в облегченные условия отбывания наказания переведено 924 человека. «Социальные лифты» работают не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Соответственно ухудшены условия 253 осужденным.

Ссылка

Ст. 53.1 УК РФ об обязательном привлечении осужденного к труду в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы, с содержанием его под надзором в специальном учреждении, но без изоляции от общества – в исправительном центре. Принудительные работы могут быть назначены сроком от 6 месяцев до 5 лет, за преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение тяжкого преступления впервые.

Применительно к данному делу, в частности, Суд постановил: в течение шести месяцев после вступления постановления в силу российские власти должны совместно с Комитетом Министров разработать обязательный к исполнению временной график введения в действие эффективных средств правовой защиты, которые способны обеспечить предотвращение нарушений и выплату компенсации заключенным, которые обратились с жалобой на бесчеловечные условия содержания в Суд.

Заявлено, что Программа будет носить «ярко выраженный социальный характер» и позволит привести СИЗО и исправительные, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения в соответствие с законодательством РФ и «продолжить внедрение международных стандартов, а также реализацию ряда положений международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных».

Под действие закона попали 99 тысяч 400 человек. Из мест лишения свободы были освобождены 9 тысяч 616 осужденных. В том числе из воспитательных колоний – 90 человек, колоний-поселений – 1705 человек, исправительных колоний общего режима – 7821 человек. Еще 73 тысячам 593 заключенным срок наказания был снижен. (Ссылка)