Правозащитники обратились к Председателю СК РФ Бастрыкину с требованием возбудить уголовное дело против следователей из-за бездействия
по обнародованным фактам пыток в ярославской колонии
17 июля 2019 года опубликовано видео избиения Абдулаева — один из череды эпизодов избиений из ярославской колонии. До сих пор по этому видео следствием не сделано ничего. Хотя по другим эпизодам прошли расследования, состоялись и продолжаются судебные разбирательства. И если для возбуждения уголовного дела против сотрудников ярославской колонии №1 по факту избиения Евгения Макарова потребовалось 5 часов после публикация видео подтверждения, то видео с избиением Абдулаева в ИК-1 следствием проигнорировано.
Этот эпизод, как и предыдущие, попал на служебный видеорегистратор. Тогда, пять лет назад, в феврале 2016 года, сотрудники колонии избили заключенных, в том числе заключенного Джошгуна Абдуллаева, который впоследствии обратился в «Общественный вердикт» за защитой. Перед избиением фсиновцы последовательно унижали одного из арестантов. Мужчина подавал жалобы, после чего его решили уже привычным способом «воспитать» и тем самым, по всей видимости, остановить поток жалоб. За мужчину попытались вступиться его сокамерники, активнее всех — Абдуллаев. Его фсиновцы избили дубинками и проволокли с этажа на этаж.
В июле 2019 года в «Новой газете» был опубликован материал «Выходили от нас с синей жопой — и ничего» с видеокадрами этих событий (сама видеозапись была передана газете адвокатом фонда «Общественный вердикт» Ириной Бирюковой). Некоторые сотрудники колонии, участвовавшие в избиении, уже проходили в качестве свидетелей по делу Евгения Макарова.
Многочисленные обращения фонда и адвоката Бирюковой в местные органы следствия в Ярославле, в Главное следственное управление, Генеральную прокуратуру с требованиями провести проверку по эпизоду с Абдулаевым, а также публикации видеодоказательств избиений в СМИ, ни к чему не привели.
Обращения перенаправлялись из одного следственного органа в другой, на обращения приходили отписки, а адвокату фонда отказывали в доступе к материалам проверки (если таковая проводилась). “Глухота” следствия и блокирование какой-либо информации о ходе проверки лишили пострадавшего Абдуллаева права на справедливое и своевременное судебное разбирательство. Ни одного процессуального решения и никакой информации о статусе расследования до сих пор нет.
В Главном следственном управлении создано Управление по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, то есть и сотрудниками тюремной службы. Именно федеральные следователи этого профильного управления отказываются предоставить адвокату фонда информацию о статусе расследования, повторяя линию поведения ярославских следователей, в производстве которых находился материал по факту избиения заключенного Абдуллаева. Не без оснований можно считать, что здесь могут быть признаки преступления — начиная от служебного подлога и фальсификации доказательств до банальной служебной халатности. В пользу этого печального предположения говорят последовательное недопущение адвоката избитого к материалам дела, статус которого спустя пять лет все еще неизвестен, и очевидная волокита.
Трехлетнее бездействие органов следствия на всех уровнях вынудил подать сообщение о преступлении в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело против сотрудников их же Управления по расследованию преступлений правоохранителей и сотрудников Следственного Отдела по Заволжскому району Ярославля. На момент публикации этого материала стало известно, что Следственный комитет сообщение получил и зарегистрировал.