Макарова пытали для устрашения других заключенных
Осужденный замначальника оперотдела ИК-1 Сергей Ефремов подтвердил все свои показания. «Если заключенный обижал одного сотрудника, наказать обидчика должен был весь коллектив». На суде снова прозвучало имя бывшего первого заместителя начальника УФСИН по Ярославской области Геннадия Баринова
16.09.2020
Сегодня суд приступил к допросу бывшего замначальника оперотдела ИК-1 Сергея Ефремова, который уже осужден и отбывает наказание в колонии общего режима. Ефремов подтвердил все показания, данные им ранее в ходе предварительного следствия и при заключении досудебного соглашения. Фсиновец держался уверенно и спокойно. Во время прокурорского допроса в зале стояла полная тишина.
Ефремов предупредил суд о том, что полностью поддерживает все свои показания, данные ранее, в случае, если сегодня на допросе не сможет вспомнить какие-либо подробности. Он повторил большую часть своих показаний и однозначно подтвердил, что распоряжение применить насилие к Макарову отдало руководство колонии — Дмитрий Николаев и Игит Михайлов. Передал распоряжение остальным сотрудникам Максим Яблоков.
Ефремов заявил, что Максим Яблоков, свидетельствовавший ранее против руководителей колонии в ходе очной ставки с фсиновцем, теперь намеренно искажает свои показания. Он также подтвердил, что доступ к служебному компьютеру имел один из осужденных.
Ефремова допрашивает гособвинитель, старший прокурор отдела прокуратуры Ярославской области Елена Смирнова:
— Вам известно, каким образом и кто принёс запись в отдел безопасности?
— Я не могу сказать, я не присутствовал. Но могу предположить, что Яблоков, так как он был руководителем отдела безопасности.
— К этому компьютеру имели доступ осуждённые?
— К сожалению, да. […] Осужденный, который работал на этом компьютере, скопировал все на рабочий стол, чтобы я мог работать с фотографиями, с которыми мне надо было поработать. Мне как оперативнику было интересно, с какой целью эти видео были скопированы и подписаны. Я скопировал на флешку, затем записал на диск. Мне больше интересны стали даже не видео, а названия файлов. […] Я пару раз поднимал вопрос, почему осуждённый за компьютером. Мне сказали, что не хватает кадров — «хочешь, сам садись».
В допросе активно участвовали не только защитники, но и подсудимые. Богданов, Яблоков, Морозов, Цветков и Зыбин по очереди задавали Ефремову один и тот же вопрос — зачем он просил их оговорить руководство колонии. Ефремов сохранил выдержку и каждому из подсудимых ответил, что никого не просил об этом: «Мы собрались здесь не для дискуссий и не для демагогий. Я искренне отвечаю и готов пройти полиграф, что я никого не уговаривал дать показания против Николаева и Михайлова. Это начинает порядком надоедать».
Ефремов также подтвердил, что пыточное видео было передано через Михайлова Баринову, занимавшему на тот момент должность первого замначальника УФСИН по Ярославской области. Баринова к уголовной ответственности не привлекли. Сейчас он на пенсии и в УФСИН больше не работает.
— В тот момент, когда видеозапись была опубликована в сети интернет, я находился на работе. Приехал Михайлов. Я спросил у него, как запись могла попасть в интернет. Он ответил, что, возможно, утекло от Баринова, поскольку видео применения силы Михайлов скидывал Степанищеву для Баринова. (В настоящий момент Александр Степанищев является заместителем начальника УФСИН по Ярославской области. Курирует вопросы кадров и воспитательной работы).
По ходатайству прокурора суд огласил показания Ефремова, данные им в ходе следствия. Фсиновец слушал их спокойно и внимательно. Большинство подсудимых отводили глаза. Из показаний следует, что целью избиения Макарова не было причинить заключенному боль. Ефремов убежден, что таким образом тюремщики закрепляли субординацию в колонии, чтобы заключенные не нарушали режим. Все сотрудники колонии прекрасно понимали, что после избиения Макаров будет жаловаться. По утверждению Ефремова, следователю Родиону Свирскому отдел безопасности ИК-1 предоставил совсем другую запись.
Из показаний Ефремова, данных им на следствии:
— Я хочу постараться объяснить вам, почему так много сотрудников участвовали в избиении Макарова. В системе ФСИН всегда прививалась позиция силы, принцип, в соответствии с которым все сотрудники учреждения должны быть единым целым. Если заключенный обижал одного сотрудника, наказать обидчика должен весь коллектив. Избиение Макарова — это не была акция избиения Макарова, не было основной целью причинить ему боль. Главная задача была в том, чтобы Макаров после избиения сказал другим заключенным, что с ним произошло, после того, что он сделал. Это делалось, чтобы заключенные боялись нарушать режим. Позиция грубой силы.
В своих показаниях по видеозаписи избиения Макарова Ефремов дал подробные комментарии поминутно и посекундно, опознал всех фигурантов дела и описал их действия. Из оглашенного протокола допроса суд сегодня узнал, что на уже арестованного фсиновца в следственном изоляторе пытались оказывать давление из-за его намерения исполнить условия досудебного соглашения. В СИЗО Ефремова перевели в плохие условия содержания и периодически посещали представители УФСИН, чтобы узнать его позицию в отношении Николаева и Михайлова.
У защитников и подсудимых сегодняшний допрос и оглашенные судом показания Ефремова вызвали массу вопросов. Суд принял решение продолжить допрос на следующем заседании, 18 сентября.