«Каждый день как день сурка»
Допрос последнего фигуранта «Ярославского дела»
12.10.2020
В понедельник 12 октября завершилась стадия допросов подсудимых по делу об избиении Евгения Макарова. В Дзержинском суде был допрошен последний подсудимый — Максим Яблоков, старший инспектор отдела безопасности ИК-1.
Яблоков давал показания, зачитывая написанный заранее текст. Ранее, на стадии следствия, Яблоков полностью признал вину, назвал всех участников избиения и дал показания против руководства колонии, заявив, что проучить Макарова и провести «воспитательные работы» распорядился лично Дмитрий Николаев (ВРИО начальника колонии), а Игит Михайлов (на момент событий — заместитель по безопасности и оперативной работе начальника ИК-1) велел бить осужденного по пяткам. Теперь же Яблоков активно свидетельствовал против Сергея Ефремова, обвинив его в подстрекательстве оговорить начальство.
Отметим, что из всех фигурантов дела Яблоков, пожалуй, чаще других менял показания, то обвиняя руководство колонии, то раскаиваясь в оговоре начальства и перекладывая вину на подельников.
На следствии Яблоков рассказал, что после «воспитательных работ» Макарова отвели обратно в камеру, видео скопировали на флешку, и он отнес ее в кабинет Михайлова, где видео просмотрели Михайлов и Николаев. Яблоков сообщил тогда, что впоследствии запись была передана первому замначальника УФСИН по Ярославской области Баринову в качестве отчета о проделанной работе. Во время просмотра записи в кабинете Михайлова Яблоков стал свидетелем разговора Николаева с Бариновым по поводу избиения.
Яблоков впоследствии раскаялся и 22 июля 2018 написал явку с повинной. Из оглашенного на суде протокола допроса следует, что после договоренности с Ефремовым он подал ходатайство о заключении досудебного соглашения и был готов дать «исчерпывающие и правдивые» показания на всех участников преступления, а также об «иных преступных действиях сотрудников УФСИН по Ярославской области».
На суде же фсиновец признался, что ранее давал показания, не соответствующие действительности, поскольку об этом его просил Сергей Ефремов, пообещав, что таким образом можно будет избежать ответственности. Яблоков уточнил, что в тот момент находился в «сломленном психологическом состоянии» и поверил Ефремову, что, свалив вину на руководство, он сможет рассчитывать на лояльное отношение.
По утверждению Яблокова, Ефремов не только предложил заключить досудебное соглашение, но и убедить как можно больше фсновцев, участвовавших в пытках, оговорить руководство, чтобы увеличить шансы избежать наказания. Яблоков предложил это сослуживцам Богданову и Зыбину, но те отказались.
Из допроса Яблокова 12 октября 2020 года:
— Поскольку мы с Ефремовым редко виделись, мои показания часто менялись, мы все время договаривались. Свою ошибку в клевете сотрудников я осознал уже со временем. Я даже не знал, что отвечать на очных ставках с руководством, так как мы не договаривались с Ефремовым, что отвечать на эти вопросы. И мне было очень стыдно.
На допросе в суде Яблоков заявил, что Ефремов отдал приказ положить Макарова на стол и избивать его, оскорбляя и унижая. Яблоков признался, что счел тогда происходящее крайней мерой. Также Яблоков заявил, что Ефремов отредактировал видеозапись, на которой Макаров оскорблял сотрудников колонии, удалив фрагменты, в которых сам находился в кадре и где Яблоков несколько раз просил Макарова не сопротивляться и пройти полный обыск.
Из оглашенных показаний, данных на досудебной стадии:
— Поскольку Макаров был злостным нарушителем режима, поучаствовать в «воспитательной работе» в отношении него изъявили желание многие сотрудники учреждения. Остались дожидаться решения руководства также сотрудники, которые отработали свою смену. […] Макаров сопротивлялся, пытался встать. От наших ударов ему было больно. Во время нанесения ударов у Драчева на груди был закреплен видеорегистратор. Он был включен и производил запись все время, пока мы наносили удары Макарову. Видеозапись была включена потому, что нам необходимо было отчитаться перед руководством учреждения о проведенной «воспитательной работе». Мне было известно, что Николаев дал указание проводить «воспитательную работу» под видеозапись, чтобы проверить выполнение его указаний.
Яблоков, нанесший, судя по видеозаписи, как минимум 129 ударов дубинкой по ступням Макарова, в оправдание своим действиям сообщил, что на момент событий проработал свыше 30-ти часов и был очень уставшим, а его работа была связана с постоянными психологическими перегрузками. С вменяемым ему количеством ударов он не согласился, заявив, что это физически невозможно.
Из допроса Яблокова на суде 12.10.202. Вопросы задает гособвинитель:
— Были оглашены все ваши показания [данные в ходе следствия]. Ваше к ним отношение?
— Да, это мои показания. Но как я могу с ними согласиться, если все сказанное мной было с целью по максимуму уйти от ответственности? В моих показаниях много разногласий. Никаких указаний руководство не давало.
— Когда вашу голову впервые посетила мысль, чтобы всю правду-то рассказать?
— Я уже не помню, когда именно. Я в одиночной камере сижу уже два года, для меня каждый день как день сурка.
В настоящий момент допрошены все подсудимые, за исключением Ивана Калашникова. В связи с тяжелой болезнью Калашникова рассмотрение дела в отношении него отложено. В настоящий момент он переведен с домашнего ареста под подписку о невыезде.
На 14 октября запланирован допрос по видеоконференции из Мещанского суда Москвы Глеба Кириченко, свидетеля из «Новой газеты», опубликовавшей видеозапись пыток в ИК-1.