В ШИЗО за молитву
Владимир Ныров, заключенный
В рамках проекта #СтопШИЗО фонда «Общественный вердикт» интересы Владимира Нырова представляет Яна Гельмель, юрист Ассоциации «Правовая основа»
В 2009 году Владимира Нырова приговорили к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима. В том же году у него родилась дочь. Ныров ни разу не видел ее, поддерживал связь через жену и писал семье письма. Когда девочка стала старше, Ныров обещал ей, что увидится с ней летом 2019 года, когда ему разрешат длительные свидания с родными. Своего отца, например, Ныров не видел 10 лет.
Заключенный отбывал наказание в исправительной колонии № 63 города Ивдель Свердловской области. Он собирался подавать документы на условно-досрочное освобождение: с 2018 года он получил всего три выговора и ни одного водворения в ШИЗО. В мае 2019 года заключенного должны были перевести в другую колонию (ИК-10 по Свердловской области), где ему полагалось долгожданное длительное свидание с семьей и шанс впервые увидеть дочь. Но свидание не состоялось.
Ныров – мусульманин, с детства соблюдающий ислам. В 2019 году месяц Рамадан, особо важный для верующих, выпал на начало мая. Как и все мусульмане, Ныров старался весь месяц держать пост и соблюдал другие религиозные предписания, в том числе несколько раз в день читал намаз.
Перед молитвой полагается совершать ритуальные омовения. Ныров снял верхнюю одежду, однако в колонии это сочли настолько серьезным нарушением, что водворили заключенного в ШИЗО на 15 суток. После этого колония вышла в суд с заявлением о переводе Нырова на тюремный режим. Ивдельский городской суд 20 мая 2019 года на целый год перевел Нырова в тюрьму. Мечта выйти по УДО стала недостижимой.
На протяжении почти двух лет (первый суд по оспариванию незаконного водворения в ШИЗО состоялся 19 июня 2019 года) защита Нырова пыталась добиться видеоподтверждения нарушения, в котором заключенного обвиняли. Несмотря на то, что по регламенту ФСИН дисциплинарная комиссия колонии должна была вести видеофиксацию, сторона обвинения не предоставляла ничего, кроме стандартных рапортов и ничего не подтверждающих фото.
Все это время правозащитники пытались доказать через суд невиновность Нырова и отстоять его право на свободу вероисповедания. Водворение Нырова в ШИЗО из-за попытки совершить ритуальное омовение (на казенном языке колонии — за ненадлежащую форму одежды) было признано незаконным лишь в августе 2020 года апелляционным определением Свердловского областного суда. Суд также признал, что заключенному был причинен моральный вред, поскольку было нарушено его право на свободу вероисповедания, а незаконное суровое наказание лишило его права на частную и семейную жизнь и ужесточило условия содержания.
По аналогичному делу «Коростелев против России» (жалоба № 29290/10) 12 мая 2020 года Европейский суд по правам человека признал нарушение права осужденного на свободу вероисповедания. Осужденный Коростелев в период нахождения в следственном изоляторе получил выговор от начальника СИЗО за ночные молитвы в месяц Рамадан.
Коростелев обратился в суд, разбирательства длились в общей сложности год, но российское правосудие встало на сторону обвинения. Тогда осужденный обратился в ЕСПЧ, который признал нарушение требований статьи 9 Европейской Конвенции — право на свободу мысли, совести и религии. Ритуальные действия в виде одиночной ночной молитвы, по мнению ЕСПЧ, никак не могли повлиять и не повлияли на безопасность и установленный режим, а российские суды отказались оценивать реальные последствия от ночных молитв, просто формально признав нарушение.
Европейский Суд присудил Коростелеву 2 500 евро в качестве компенсации морального вреда.
Подробнее о кейсе «Коростелев против России» читайте здесь.
Через суд Ныров потребовал взыскать с ГУ ФСИН России по Свердловской области компенсацию в размере 300 000 рублей. Его иск Верх-Исетский городской суд Свердловской области рассмотрел 7 июня 2021 года.
На заседании представитель ГУ ФСИН по Свердловской области пыталась доказать, что действия Нырова — а именно соблюдение религиозного ритуала — являлись проступком, вполне заслуживающим сурового наказания в виде штрафного изолятора.
При этом в защиту своей позиции она предоставила часть материалов дела, которые ранее изучались в суде и в результате рассмотрения которых была доказана незаконность водворения Нырова в ШИЗО.
В суде выяснилось, что заключенные по закону все же имеют право на свидания, даже отбывая наказание на тюремном режиме. Нырову же в них было отказано.
Правозащитникам удалось добиться компенсации для Нырова. Суд вынес решение о выплате заключенному 20 тысяч рублей за нарушение его права на свободу вероисповедания. Это решение будет обжаловано в вышестоящей судебной инстанции.