ЕСПЧ зарегистрировал жалобу Хасдина Муртазалиева на приговор, который противоречит требованиям запрета пыток
За избиение заключенного Хасдина Муртазалиева сотрудники ярославской колонии получили условные сроки. Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, представляющая интересы потерпевшего, обжаловала несоразмерное преступлению наказание, но российские суды все доводы жалобы последовательно отклоняли. Исчерпав возможности добиться справедливого наказания, адвокат Бирюкова обратилась в ЕСПЧ, указав, что такой приговор порождает чувство безнаказанности у представителей властей, вместо того, чтобы продемонстрировать, что такие действия ни в коем случае не могут быть терпимыми.
В конце декабря 2016 года Хасдин Муртазалиев был этапирован отбывать наказание в ярославскую колонию №1. В тот же день, буквально по прибытию его избили сотрудники колонии Максим Яблоков, Роман Оныпа и Владислав Писаревский. Занимавший на тот момент должность старшего инспектора отдела безопасности Яблоков решил «принять этап жестко», к чему и призвал коллег.
После переклички, выполняя требование одного из сотрудников ИК-1, Муртазалиев направился в другую часть приемного шлюза, где собирались заключенные ожидать дальнейших указаний. Стоявшие на пути у Муртазалиева фсиновцы без предупреждения обрушили на него поток ударов — его схватили за куртку и, удерживая, били кулаками, ногами и резиновой дубинкой. При этом заключенный не оказывал сопротивления, не угрожал и не совершал попыток нападения.
В ходе судебного разбирательства, оправдывая свои действия, Яблоков, высказывал предположения об импульсивном характере Муртазалиева, ссылался на его этническую принадлежность, как если бы это было поводом для избиения, и утверждал, что Муртазалиев угрожал ему и его семье. На видео избиения при этом совершенно однозначно видно, как заключенного подвергли пыткам моментально, едва он поравнялся с фсиновцами. Предположение, что за долю секунды он мог успеть высказать угрозы и проявить агрессию в адрес вооруженных дубинками фсиновцев, выглядит странным и надуманным.
Суд над Яблоковым, Оныпой и Писаревским прошел в особом режиме. В начале 2020 года им вынесли приговор — Оныпу и Писаревского Заволжский районный суд сразу приговорил к 4 годам условно, а Яблокова, заключившего досудебное соглашение, в том числе и по основному эпизоду «Ярославского дела» (пытки Евгения Макарова в классе воспитательной работы), к трем с половиной годам колонии.
Адвокат Яблокова вскоре обжаловал реальное наказание, и в новом рассмотрении суд, согласившись с доводами адвоката фсиновца, что реальный срок за пытки над заключенным уж слишком суров, также приговорил Яблокова к условному наказанию — как и его подельников. Суд не принял во внимание умышленность и групповой характер преступления, равно как и то, что оно было совершено по предварительному сговору. Достаточных оснований для лишения подсудимых специальных званий суд тоже не смог обнаружить.
Адвокат Ирина Бирюкова, представляющая Хасдина Муртазалиева и других потерпевших по прочим эпизодам «Ярославского дела», обжаловала условные наказания фсиновцам во всех судебных инстанциях РФ, но получила отказ. Исчерпав все возможности добиться правосудного наказания за пытки и издевательства, адвокат направила жалобу в Европейский суд по правам человека.
Избирательность российского правосудия в отношении представителей власти на фоне реальных наказаний за действия, не повлекшие вреда обществу, здоровью и достоинству человека, а также «государственному строю» — в частности за игру в Майнкрафт или за брошенный в омоновца пластиковый стаканчик — выглядит все более вопиющей. Приговоры, которые российские суды выносят за пытки и издевательства со стороны представителей власти, наделенных помимо власти еще и спецсредствами, демонстрируют тенденцию если не оправдывать тюремное и полицейское насилие, то по крайней мере наказывать с максимальной бережностью и гуманностью к правоохранителям.
Сроки наказаний правоохранителям, обвиняемым в пытках, стремятся к максимально нижней границе, впрочем, как и компенсации пострадавшим от тех самых пыток. Муртазалиеву, напомним, присудили всего лишь 65 тысяч рублей за перенесенные побои и унижение.
Жалоба на условное наказание Яблокову, Оныпе и Писаревскому за пытки заключенного тем временем зарегистрирована в ЕСПЧ.