«Сумма является завышенной»
ФСИН оспаривает присужденные компенсации пострадавшим от пыток в ИК-1 Ярославля
ФСИН России обратилась в Кассационный суд с жалобами. Ведомство просит отменить решения Заволжского районного суда Ярославля о выплате компенсаций бывшим заключенным Хасдину Муртазалиеву и Артуру Гукасяну, считая сумму выплат завышенной.
В кассационной жалобе представитель ФСИН пишет, что суды первой и второй инстанции нарушили и неправильно применили нормы материального права. Ведомство проанализировало 300 судебных дел и составило таблицу с размерами компенсаций. Все эти компенсации были присуждены за физический вред. Иными словами, ФСИН пытки приравнивает к физическому вреду, исключая такие неотъемлемые для пыток и жестокого обращения травмы как унижение и моральные страдания. И получается, что раз заключенный не был покалечен, то и пыток и не было. Косвенно это означает, что практики, унижающие человеческое достоинство, не воспринимаются как неприемлемые. Скорее, как рутина.
Хасдин Муртазалиев и Артур Гукасян отбывали наказание в печально-известной колонии №1 Ярославля, где сотрудники систематически избивали и пытали осужденных. Муртазалиева избили сразу же по прибытии в ИК-1, между собой фсиновцы называли это «жестко принять этап». Против применивших силу сотрудников – Максима Яблокова, Романа Оныпы и Владислава Писаревского – было возбуждено дело. Суд приговорил тюремщиков к условным срокам, а Муртазалиеву было присуждено 65 тысяч рублей компенсации за моральные и физические страдания. Гукасяна фсиновцы избивали в коридоре штрафного изолятора руками и ногами. Обвинение было предъявлено сотрудникам Сардору Зиябову и Дмитрию Никитенко. Оба получили реальные сроки: Зиябов – 4 года колонии, Никитенко – 3 года. Что касается компенсации, то суд посчитал, что 50 тысяч рублей бывшему заключенному Гукасяну вполне хватит, чтобы компенсировать страдания от жестокого обращения в колонии.
Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, представляющая интересы Муртазалиева и Гукасяна, обжаловала решение в Ярославском областном суде. Но облсуд отказался увеличить компенсации.