Начинается судебный процесс по делу о пытках и смерти заключенного в ИК-1 Ярославля
Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, работающая по целой серии пыточных эпизодов в ярославской колонии, на протяжении пяти лет добивалась возбуждения уголовного дела, качественного расследования и установления виновных в смерти заключенного Важи Бочоришвили
Расследование завершено. Обвинение предъявлено Сергею Кузьмину, Вячеславу Шашкину и Сергею Гусарину. Последний выступал свидетелем стороны защиты по нашумевшему делу об избиении Евгения Макарова. Тогда на суде Гусарин признался, что ненадолго заходил в класс воспитательной работы, где пытали Макарова, и происходящее показалось ему «просто применением спецсредств».
Все трое обвиняемых признали вину и раскаялись в содеянном. 17 июня в Заволжском районном суде Ярославля начнется, наконец, судебное разбирательство. Дело будет рассматривать судья Александр Татаринов. Ранее он рассматривал дела по другим эпизодам Ярославского дела, в частности дело об избиении Абубакара Цагалаева.
В апреле 2017 года заключенный ярославской ИК-1 Важа Бочоришвили был избит в классе воспитательных работ, а менее чем через месяц умер. Следственный комитет возбудил тогда уголовное дело о превышении должностных полномочий, которое, впрочем, было вскоре прекращено «за отсутствием события преступления». Спустя несколько лет видео избиения Бочоришвили, снятое на служебный видеорегистратор, попало в распоряжение адвоката Ирины Бирюковой, и 23 февраля 2021 года эта запись была опубликована в специальном материале Новой газеты. СК возбудил новое уголовное дело в тот же день.
Избиению Бочоришвили предшествовала унизительная процедура полного личного обыска. Сотрудники ИК-1 требовали осмотра скрытых полостей у заключенного (проще говоря, снять трусы и присесть на корточки) в присутствии тюремного медика Юлии Каштаевой. Бочоришвили отказался выполнить эти требования при женщине и жаловался на плохое состояние здоровья. За это фсиновцы повалили его на парту, стянули с него трусы и били резиновой дубинкой до тех пор, пока заключенный не упал без сознания на пол.
Здесь должно быть видео, но мы не стали его ставить. Расскажем, что происходит на этом видео. Фрагмент:
Бочоришвили: Что приседать? Я не мог изначально и до сих пор я не могу, потому что у меня спина болит, говорю.
Сотрудник ИК-1 Загребельный: Значит медик сейчас посмотрит вас.
Бочоришвили: Какое? Вы издеваетесь, да? Вы что, издеваетесь?
Загребельный: Какой медик? Вот у нас медслужбы представитель, всё есть.
Бочоришвили: А чё это не издевательство?
Загребельный: Почему издевательство?
Сотрудник ИК-1 Скороход: Нет, не издевательство.
Бочоришвили: Нет? Не издевательство, да? А что это значит?
Скороход: Полный личный обыск это значит.
Бочоришвили: Но вещи досмотрели сейчас.
Скороход: Скрытые полости досмотреть нам надо ваши.
Бочоришвили: Ну, рентген тогда проводите мне. Рентген, и всё досматривайте.
Загребельный: Зачем рентген? У нас всё есть, медик вот.
Бочоришвили: Какой это, чё это, чё это такое? Вы сами хорошо понимаете?
Загребельный: Для досмотра полостей.
Бочоришвили: Давай тогда так по-мужски скажи, вы будете проверять это всё?
[…]
Фельдшер колонии Юлия Каштаева: Бочоришвили, к вам никаких незаконных требований не предъявляют. Или вы приседаете, или я вас досматриваю.
[…]
Скороход: Все, давайте, короче.
Далее сотрудники укладывают Бочоришвили на стол, стягивают с него трусы и избивают дубинкой до тех пор, пока тот не падает на пол. Во время избиения слышны команды кого-то из фсиновцев: «Давай, давай, сильней! Давай, сильней, сильней! Все, тормози, все вставай на ноги, на ноги поднимайся! Поднимайся на ноги, Бочоришвили!».
Бочоришвили лежит на полу без сознания. На этом видео обрывается.
После избиения заключенного отправили в штрафной изолятор, где от последствий пыток лечили анальгином. Бочоришвили страдал от ряда серьезных заболеваний, и после «досмотра» его состояние значительно ухудшилось. Когда у него открылось кровотечение, его направили в гражданскую больницу. Менее чем через месяц после пыток Бочоришвили умер.
Новость обновлена 17.06.2022:
Заседание перенесено на 29 июля. Вячеслав Шашкин заболел и не явился в суд.