Суд допросил еще двух свидетелей по основному эпизоду «Ярославского дела» и огласил показания бывшего сотрудника ИК-1, который присутствовал при избиении
Бывший сотрудник колонии не принимал участия в избиении заключенного, за что ему высказывались претензии, а впоследствии уволили.
29.07.2020
В начале сегодняшнего заседания по делу об избиении бывшего заключенного Евгения Макарова подсудимый Игорь Богданов в очередной раз отказался от своего адвоката. По его словам, адвокаты по назначению не знают содержания дела, а потому «являются профанацией» и «просто растрачивают государственные деньги». Подсудимый сослался на свое плохое материальное положение и заявил, что намерен защищать себя сам. Гособвинение и адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова возразили против отвода адвоката, и суд оставил Богданову адвоката по назначению.
Дзержинский районный суд Ярославля продолжил сегодня допросы свидетелей. В ходе заседания были допрошены действующие сотрудники ИК-1 Святослав Побединский и Вячеслав Шашкин, а также бывший сотрудник колонии Дмитрий Борбат.
На момент событий Святослав Побединский занимал должность младшего инспектора группы надзора отдела безопасности в ИК-1. По его словам, в отделе безопасности нехватка сотрудников на сегодняшний момент составляет 75%, что, по мнению тюремщика, напрямую связано с данным уголовным делом.
Как и многие допрошенные ранее сотрудники УФСИН, Побединский утверждал, что об избиении заключенного он узнал уже после просмотра видео, на котором никого из сотрудников колонии не узнал. Свидетель также не смог вспомнить подробностей того дня и, в целом, путался в датах. Согласно суточной ведомости, которую ему предъявляли на допросе во время следствия, в день избиения Макарова Побединский находился на службе. При этом на сегодняшнем допросе свидетель утверждал, что был в тот день в отпуске, в частности 29 июня 2017 года находился, предположительно, дома.
Свидетель Вячеслав Шашкин ранее занимал должность инспектора отдела безопасности ИК-1. В день избиения Макарова он находился на рабочем месте. На допросе Шашкин сообщил, что заключенные иногда оказывали помощь сотрудникам колонии, а также рассказал о заключенном по имени Дмитрий, который работал в колонии фотографом. По словам Шашкина, заключенный приходил по вызову сотрудников, получал различные задания и фотографировал других заключенных. Во время выполнения поручений его сопровождал сотрудник ИК-1.
Шашкин также путался в показаниях. На сегодняшнем допросе он утверждал, что заключенные не допускались до компьютеров колонии и не могли переносить записи с регистраторов. Из-за обнаружившихся противоречий суд огласил показания свидетеля, данные им в ходе следствия: в них Шашкин указывал, что заключенные колонии, в частности, упомянутый им Дмитрий, допускались к копированию видеозаписей с видеорегистраторов. В показаниях свидетеля, данных им в ходе расследования, указано, что в день избиения Макарова именно заключенный Дмитрий перенес запись с регистратора на usb-накопитель и передал его Максиму Яблокову.
Видеозапись избиения сам Шашкин просмотрел на телефоне и не полностью: «Я посмотрел немножко и не стал. Мне не интересно». На записи свидетель не узнал никого, в том числе и Евгения Макарова.
На сегодняшнее заседание был вызван также бывший сотрудник ИК-1, Дмитрий Борбат, однако, по неизвестной причине, он сегодня не явился. Суд принял решение огласить его показания, данные в ходе следствия.
Из показаний Борбата следует, что руководство колонии все же иногда отдавало приказы о закрытии КПП, и в день событий КПП было перекрыто. Борбат хотел поскорее уйти со смены и решил схитрить: он позвонил дежурным по телефону и, изменив голос, отдал распоряжение: «дежурную смену отпустить», на что получил ответ, что КПП не откроют до соответствующего приказа руководства — Дмитрия Николаева или Игита Михайлова.
На допросе у следователя Борбат рассказал, что в классе воспитательной работы он увидел более десяти сотрудников, которые избивали лежащего на парте Евгения Макарова. При этом другие заключенные так неистово стучались в двери своих камер, что Борбат высказал коллегам опасение, что заключенные выбьют двери. На это коллеги ответили ему нецензурной бранью, что им это безразлично.
В своих показаниях Борбат указал, что был в шоке от происходящего и не знал, что делать. Он несколько раз выходил из класса воспитательной работы или стоял в дверях.
Он не смог сообщить о преступлении или заступиться за Макарова, так как боялся, что к нему впоследствии также применят силу, будут высказывать претензии или уволят со службы, что в итоге и произошло. Его поведение во время избиения заключенного порицалось сотрудниками колонии, и в дальнейшем Борбат был уволен.
На допросе у следователя Борбат рассказал, что Сергей Драчев записывал избиение на видеорегистратор по приказу: кого именно — Борбат не знал. Возможности связаться с руководством и доложить об избиении заключенного он не мог, поскольку рацию сдал утром того дня по окончании дежурства, а телефон остался на тот момент в другом здании. На видеозаписи избиения, которую Борбату демонстрировали в ходе следствия, он опознал всех сотрудников.
Сегодня в суде был также оглашен протокол осмотра места происшествия и изучен диск с видеозаписями от 28 июня 2017 года. Диск содержит пять файлов и озаглавлен
«ПКТ Макаров нарушение». На этих записях демонстрируется, как Евгения Макарова просят выйти из камеры, но он опасается, что его будут избивать и отказывается. Тогда Макарову заламывают руки.
Также на сегодняшнее заседание вызывалась свидетельница София Ефремова, однако она заявила о своем нежелании участвовать на заседании и не явилась. Суд постановил о принудительном приводе Ефремовой.