Суд допросил бывших сотрудников ИК-1 Алексея Бровкина и Руслана Цветкова
Оба фсиновца раскаялись и частично признали вину, но категорически отказались комментировать видеозапись избиения
12.08.2020
Сегодня суд допросил еще двух фигурантов основного «Ярославского дела» — Алексея Бровкина и Руслана Цветкова. Оба бывших тюремщика работали в отделе безопасности колонии младшими инспекторами.
Рассказывая на допросе о событиях 29 июня 2017 года, и Бровкин, и Цветков пожаловались на ненормированный рабочий день. Молодые люди признались, что не вполне отвечали за свои действия и были дезориентированы стремительно развивающимися событиями. Бровкин накануне событий не спал 30 часов подряд, а Цветков работал 45 суток, вероятно, без выходных. Оба хотели поскорее закончить смену и отправиться по домам, а в ШИЗО пришли, чтобы помочь своим коллегам закончить обыски.
Во время избиения Евгения Макарова они неправильно оценили обстановку и полностью положились на авторитет начальства, ожидая, в частности, что Сергей Ефремов даст распоряжение прекратить применение силы, если сочтет его незаконным. На суде Цветков заявил, что Ефремов должен был их остановить, но не сделал этого, поэтому фсиновцы продолжили избивать заключенного.
Оба подсудимых частично признали вину. Алексей Бровкин полностью раскаялся в том, что несоразмерно применил силу и повел себя ненадлежащим образом — не как сотрудник уголовно-исполнительной системы. Он заявил, что готов извиниться перед органами власти, так как не выполнил присягу, которую он приносил.
Фсиновцы на суде также заявили, что они лишь выполняли указания Максима Яблокова. При этом Бровкин избивал Макарова не только кулаками, но и резиновой дубинкой, и это было уже его по личному усмотрению. Цветков же боялся критики со стороны Яблокова и увольнения, поэтому, вероятно, нанес Макарову более ста ударов.
Когда избиения закончились, Макарову вызвали врача, а сотрудники колонии составили рапорты о применении физической силы и передали их Яблокову. Непосредственному руководству о применении силы они не доложили. Уже в ходе доследственной проверки, а затем и после возбуждения уголовного дела, Бровкин не обнаружил свой рапорт в материалах дела. Он предположил, что в рапортах, приобщенных к материалам дела подписи сотрудников сфальсифицировал Яблоков. Цветков признался, что Яблоков предложил ему подписать другой рапорт, свою подпись на котором Цветков поставил не глядя.
И Бровкин, и Цветков сочли тогда применение силы к Макарову законным. Бровкин заявил сегодня на суде, что не пытался нанести Макарову вред, а лишь хотел подавить сопротивление, и только сейчас он понимает, что количество ударов, нанесенных распятому и обездвиженному на столе Макарову, было явно превышено. В целом, возникшую ситуацию он назвал экстремальной, но подробности событий помнит плохо, поскольку следил только за своими действиями, а «пыточное» видео хоть и смотрел дважды, но «удовольствия оно не доставило».
Руслан Цветков, самый молодой из подсудимых, также признал вину частично, но остался не согласен с тем, что он и его бывшие коллеги действовали совместно, согласованно и умышленно наносили Макарову множественные удары. Он также отрицал, что сотрудники колонии ставили себе цель унизить заключенного, когда избивали его раздетым догола.
В содеянном Цветков раскаялся, но отказался от показаний данных им на следствии. Он рассказал сегодня, что следователь предлагал ему заключить досудебное соглашение с целью оговорить Николаева и Михайлова и обещал оставить под подпиской о невыезде. Работой своего предыдущего адвоката Цветков остался недоволен и считает, что тот работал на следствие.
Все вопросы, связанные с видеозаписью, оба подсудимых наотрез отказались комментировать.